Преподаватель английского языка отвечает на вопросы

Ребята с YouTube канала ЖИЗА задали несколько вопросов методисту и преподавателю английского из онлайн-школы «Инглекс» Светлане Логиновой. Из этого выпуска вы узнаете, чем акцент отличается от произношения и что такое брумми; зачем нужно учить грамматику и каким должен быть учебник английского; в чем плюсы и минусы профессии учителя и сколько он зарабатывает. Видео и ссылки – в конце статьи.

Почему английский в школах и университетах такой скучный?

Хороший вопрос. Я тоже родом из школы и университета. Мне кажется, что в школьных группах очень много учеников, и преподаватель не может уделить должное внимание всем студентам. Каждому школьнику или студенту интересна какая-то его личная тема.

Когда мы приходим на занятия в группах, преподавателю приходится разрываться. Он должен давать что-то среднее, универсальное, то, что чаще всего дается в учебниках. У него нет возможности сделать акцент на интересах студентов.

К тому же в школе и университете отводится мало времени на развитие устной речи. Школьникам отводится роль пассивных слушателей вместо того, чтобы вовлекать их в процесс обучения.

Зачем учить английский, если я никуда не собираюсь ехать?

Если вы никуда не собираетесь ехать и считаете, что вам не нужен английский язык, то по статистике вы попадаете в 85% жителей России, которые действительно не знают английский язык.

Это печальная статистика. Потому что в Европе более 40% людей хотя бы на каком-то уровне владеют английским.

Я не могу назвать причины, почему вам не нужно учить английский. Мне кажется, он нужен всем. Это тот навык, который в любом случае пригодится в жизни.

Если говорить за границей по-русски, но просто громче, иностранцы поймут?

Это действительно интересный факт. 🙂 Когда просишь итальянцев говорить помедленнее, они думают, что ты плохо слышишь, подходят к тебе поближе и начинают говорить громче.

Если вы чего-то не понимаете, то есть несколько тактик. Вам нужно просто попросить человека перефразировать, повторить фразу как-то по-другому, либо попросить сказать медленно. Тогда есть вероятность, что человек постарается сделать так, чтобы вы его поняли.

Как научиться говорить без акцента?

Почему-то все считают акцент чем-то негативным. Нам нужно разграничивать такие понятия, как акцент и произношение.

Акцент это то, что есть у всех. Есть американский акцент, британский, австралийский. В английском существует даже китайский акцент. И нельзя сказать, что это что-то неправильное.

Мы не можем сказать, что американский акцент неправильный по сравнению с британским или наоборот. Он просто существует сам по себе. И поэтому с акцентом нужно жить.

Но это не значит, что его совсем не нужно улучшать. Если вас не понимают, то, конечно, лучше работать над своим акцентом.

А проблемы с произношением это когда вы неправильно произносите слова. Если вы заучите неверное произношение слов, носители языка просто не смогут понять, что вы им говорите. Поэтому над произношением действительно нужно работать. К тому же оно закреплено в словарях.

Типичный пример – слово clothes (одежда). Многие произносят это слово неправильно. Эта ошибка заложена в нас школьной программой.

clothes [klō(T͟H)z]одежда

Если вы неправильно произносите слово, вас не поймут. Если вы произносите это слово с акцентом, то это нормально. Многие иностранцы, на самом деле, очень хорошо относятся к русскому акценту и даже считают его сексуальным.

Таким образом, акцент и произношение это разные вещи. Над акцентом можно работать, улучшать его. Можно стараться говорить как ваши любимые герои сериалов. Кто-то любит Бенедикта Камбербэтча и стремится разговаривать как он, хотя это сложно.

Акцент есть. И это хорошо, что он есть. А вот над произношением нужно действительно правильно работать. Когда вы учите новое слово, нужно проверять по словарям, как оно правильно произносится.

Например, ирландцы очень акцентируют звук “r”. Хороший пример ирландского акцента показан в сериале «Острые козырьки».

«Острые козырьки» (англ. Peaky blinders) — британский криминальный драматический сериал, созданный Стивеном Найтом в 2013 году для телеканала BBC Two и повествующий о деятельности преступного клана Шелби в Бирмингеме в 1920-е годы.

Википедия
Кадр из сериала "Peaky Blinders"

Кадр из сериала “Peaky Blinders”

Главные герои сериала живут в городе Бирмингеме. Они разговаривают с акцентом брумми.

Брумми (англ. Brummie, также Brummy) — неформальное прозвище жителей Бирмингема, Англия, а также акцента и диалекта английского языка, на котором они говорят.
Акцент брумми — пример регионального акцента английского языка.

Википедия

Это единственный сериал, который я не смогла смотреть без субтитров, потому что я вообще не понимаю, как они произносят слова.

К примеру, они могут звук “o” заменять звуком “a”. То есть полностью другое произношение. Главную роль играет ирландец Киллиан Мерфи. Ему даже не пришлось каким-то образом переделывать свой акцент, чтобы вжиться в роль. И это действительно thick accent.

a thick accentсильный акцент


He had a really thick accent.У него был очень сильный акцент.

Я могу откровенно об этом говорить. И я не стесняюсь того, что я не понимаю английскую речь. Просто потому что она бывает разная. В разных регионах разный английский.

Онлайн-обучение – это вообще OK?

В плане эффективности занятий нет особой разницы между обучением с преподавателем в вашем городе и онлайн-обучением один на один. Но с точки зрения удобства онлайн-обучение, конечно, выигрывает.

Во-первых, занятия по скайпу позволяют экономить время. Вам не нужно никуда ехать и тратить время на дорогу.

Для жителей Москвы это настоящая боль. Два часа занимает дорога на работу, после работы нужно еще два часа, чтобы приехать на курсы или к преподавателю домой, позаниматься английским всего лишь час и потом снова возвращаться домой. А наши студенты, которые занимаются онлайн, после урока сразу свободны и могут продолжать заниматься своими делами.

Еще одно преимущество онлайн-обучения это большой выбор преподавателей. Если вы живете каком-нибудь небольшом городе, то у вас очень ограниченный выбор. В лучшем случае, репетитора вам посоветуют знакомые. А бывает так, что просто не из кого выбрать. В моем городе, например, носителя языка просто не найти. В большинстве онлайн-школ английского достаточно много преподавателей. Одни преподаватели специализируются на разных экзаменах, другие – носители языка. Кто-то выберет репетитора с красивым голосом, кому-то важнее произношение.

Удаленное обучение сильно облегчает жизнь и преподавателю. Я работала на офлайн-курсах. Приходилось ездить из дома в центр города на занятия к студентам. Если вы занимались по современным учебникам Оксфорд или Кембридж, то вы знаете, какие они большие и тяжелые. Учебный курс для одной группы весит примерно 1,5 кг. А таких групп у меня могло быть 2–3 за вечер. Я с этими сумками ездила на курсы. На занятиях проводила часа 3 на ногах. К вечеру спина болела, как будто я вагоны разгружала, а не преподавала английский.

Что делать, если ученик тупой?

Мне, наверное, повезло, потому что в моей практике не встречались тупые студенты. У меня был такой опыт, когда студентка пришла ко мне на занятия и сказала:

– Светлана, я необучаемая. Я учила английский язык в школе, потом в университете… Мне ничего не помогло. Это мой последний шанс. Если я с Вами не смогу заговорить, то всё!

Такие люди верят в то, что они необучаемы. На самом деле, им просто не уделили достаточного внимания в школе или университете, и они не смогли развить свои навыки.

Этой студентке в школе внушили мысль, что английский язык ей никогда не покорится. Сейчас мы мало-помалу приходим к тому, что постепенно она чувствует себя более уверенной в английском, постепенно начинает говорить на языке.

«У меня нет склонности к языкам, у меня математическое мышление, я не смогу это понять» – это все отговорки. У всех есть склонность к языкам. Просто нужно найти другой подход.

Например, IT-шникам понятен язык системы. Если им представить английский в виде алгоритма (если А, то Б), то они начинают его понимать и прекрасно осваивают грамматику.

К каждому ученику нужно найти подход, который сработает именно с ним. Кому-то нужно делать упор на разговорную практику, чтобы он заговорил. Кому-то нужно все четко по полочкам раскладывать, рисовать таблицы и графики.

Нет необучаемых людей. Есть те, которые просто не вкладывают время и энергию в свое обучение.

За сколько можно полностью выучить английский язык?

Это, наверно, самый популярный вопрос, который задают преподавателю. Особенно на первом вводном занятии в нашей школе. Студент приходит и спрашивает: когда я выучу английский язык?

Мы как преподаватели не очень любим формулировку выучить английский язык. Потому что язык это не стихотворение, которое можно выучить от начала и до конца. Нужно поставить себе конкретную цель – для чего тебе нужно выучить английский язык.

Выучить английский полностью

Цели могут быть разные. Кому-то нужно пройти собеседование на английском языке. Кто-то хочет смотреть фильмы и сериалы на английском. А кто-то – сдать международный экзамен. И для всех этих людей можно установить определенный уровень знания языка, который соответствует их целям.

Если вам нужен язык для путешествия за границу и у вас есть только 3 месяца, то вам достаточно будет уровня Pre-Intermediate, чтобы просто суметь общаться в аэропорту и отеле. Условно говоря, это уровень ниже среднего.

Чтобы пройти собеседование на английском языке (interview) или свободно чувствовать себя за границей, вам уже потребуется уровень Intermediate – средний уровень.

Если вы хотите сдать международный экзамен, то здесь вам придется показать более серьезный уровень – Upper-Intermediate и выше. Это уровень выше среднего. Он довольно часто встречается в качестве требования к сдаче экзаменов или при устройстве на работу.

Уровень языка можно определить на вводном занятии. Я знакомлюсь со студентом, общаюсь с ним на английском языке, и в ходе этого общения могу примерно определить, какой у него уровень английского. И после этого уже можно сказать, насколько его цель достижима и сколько времени займет ее достижение.

На прохождение одного уровня в среднем уходит от 6-и до 9-и месяцев.

То есть, если вы пришли ко мне с уровнем Pre-Intermediate, то вам нужно 12–18 месяцев, чтобы подняться на 2 уровня. И когда вы закончите Intermediate, вы будете довольно свободно общаться за границей. Потому что на этом уровне уже пройдена основная грамматика и вы знаете около 2500–3000 слов.

На самом деле 3000 слов, это довольно много. Это тот объем, которым мы пользуемся в нашей повседневной бытовой жизни, даже в русском языке. Конечно, когда вы поступаете в университет на узкоспециализированное направление, вы начинаете расширять свой словарный запас. Так же и в английском языке.

В принципе, когда вы преодолеете уровень Intermediate, вы можете сказать: я выучил английский язык на том уровне, чтобы общаться и чувствовать себя спокойно.

Зачем учить грамматику и тысячи времён, если это все равно никто не использует?

Приведу такой пример. Ребенок разговаривает простым языком. Если он что-то захочет, он скажет об этом самым простым, элементарным способом. Так же и студент с низким уровнем английского (Elementary) сможет каким-то образом донести свою мысль, но выглядеть это будет по-детски.

Поэтому, чтобы вы чувствовали себя комфортно и звучали естественно и уверенно вам нужна эта грамматика. Это слово только звучит страшно.

Когда я спрашиваю своих студентов на вводном занятии, в чем у них самая большая слабость в английском, они, как правило, отвечают: «У меня плохая грамматика. Я не знаю времен». У человека могут быть проблемы со всеми аспектами языка: аудированием (восприятием речи на слух), говорением, чтением и письмом, но он почему-то считает, что у него проблемы именно с грамматикой.

Просто нас запугали школе этим словом. Мы заучивали какие-то туманные грамматические формулировки, но не знали, как их применять. Поэтому грамматики бояться не стоит. Просто нужно, чтобы кто-то вам объяснил, как она реально используется.

Иногда мне пытаются доказать, что время Present Perfect вообще никто не использует в английском, а все используют Past Simple. Тогда я прибегаю к такой хитрости. Я иду в Google и в качестве примера ввожу предложение “I have done something” (в кавычках). И Гугл мне выдает несколько миллионов или миллиардов предложений. Таким образом я доказываю, что это время используется. Может быть, вы его просто его не слышали или не обращали на него внимания. На самом деле, то, что даётся в материалах учебников, это действительно применяется в жизни.

Если вы не знаете какое-то время и не используете его, это не значит, что его никто не использует.

Как не забыть то, что выучил?

Секрет успеха прост – нужно применять знания. Нет смысла учить что-то для галочки. Знания, которыми мы не пользуемся, наш мозг убирает в самый дальний ящик.

Поэтому мы должны пользоваться системой интервального повторения. Для того чтобы ты реально запомнил слово и мог его использовать в речи, ты должен каким-то образом 9 раз этим словом встретиться.

Например:

  1. Дали перевод слова на уроке
  2. Записал это слово в блокнот
  3. Дома повторил слово вслух
  4. Потом в каком-нибудь тексте это слово встретилось
  5. Услышал это слово по ТВ или радио
  6. Потом сам употребил его в речи
  7. Опять увидел это слово у себя в блокноте
  8. Встретилось на каком-то сайте
  9. Услышал в сериале

  10. Все, запомнил слово надолго!

Таким образом, если ты будешь возвращаться к этому слову снова и снова, ты его запомнишь и сможешь применять самостоятельно.

Еще по теме интервального повторения: Антон Брежестовский – Как правильно повторять слова

Основная идея в том, чтобы повторять то, что ты изучил.

Голицынский – красавчик?

Лично с Голицынским я не знакома. 🙂 Учебники, изданные под редакцией Голицынского, представляют собой сборники по грамматике. Они достаточно хороши для своего времени. Ведь эти учебники более чем 30-летней давности, хотя и переиздаются.

Упражнения разбиты по темам. Например, берем тему Артикли и выполняем 20 упражнений, чтобы закрепить использование этих артиклей в речи: вписываем слова, переводим предложения и так далее.

Упражнение на употребление артиклей из учебника Голицынского

Упражнение на употребление артиклей из учебника Голицынского

С одной стороны, такой drill, как мы его называем, когда ты многократно повторяешь одно и тоже действие, полезен. Это как в армии. Если солдат 20–30 раз разобрал и собрал автомат, потом он может это сделать с закрытыми глазами. Так же и с упражнениями Голицынского. Если ты многократно употребил артикль в определенном контексте, то ты запоминаешь, как его использовать.

Но Голицынский не может быть основным учебником. Нельзя изучать английский язык только по Голицынскому. Потому что основной учебник, которым ты пользуешься, должен развивать не только грамматику, но и все остальные аспекты языка. Это и произношение, и словарный запас. А также основные навыки: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Поэтому основывать свое обучение только на Голицынском я бы не рекомендовала. Это также относится и к учебникам Израилевич и Качаловой (Практическая грамматика английского языка) и многим другим. Это просто сборники упражнений.

Я не понимаю, зачем людей насиловали и заставляли делать все эти упражнения. Современные учебники реально классные. Когда открываешь учебник от National Geographic, просто дух захватывает.

Учебники английского от National Geographic

Учебники английского от National Geographic

В учебниках приведены истории путешествий, дополненные невероятно красивыми фотографиями. Текст сам по себе очень увлекательный. Твой мозг активизируется и хочет это все познавать. И потом уже на основе этого интересного материала вам предлагается выполнить различные упражнения, изучить новые слова. И это действительно работает!

Где учиться на учителя иностранного языка?

Естественно, существуют университеты. Я сама закончила университет иностранных языков, филологический факультет, специальность английский язык и зарубежная литература. Я училась 5 лет в этом университете.

Но сейчас тенденция меняется, и появляется много преподавателей, у которых нет классического высшего образования. У людей есть возможность где-то очень хорошо выучить английский язык, у них высокий уровень (Advanced или Proficiency), и они хотят этот английский потом применять, работая со студентами.

Но для того, чтобы стать преподавателем, помимо отличного знания английского языка должно быть понимание методики преподавания иностранных языков. Это как раз то, чему учат в университете. Поэтому сейчас существуют различные курсы. Одной из наиболее распространенных квалификаций для преподавателей является Cambridge CELTA (Certificate in English Language Teaching to Adults).

На таких курсах начинающих преподавателей учат, как работать в группах, как обучать студентов. То есть дают методику преподавания иностранного языка. Поэтому часто можно встретить людей, у которых нет классического образования, но при этом они имеют международные сертификаты, которые подтверждают их квалификацию.

Сколько может зарабатывать учитель английского языка?

Если сравнивать Москву и регионы, то разброс по зарплате будет колоссальный. В Москве даже учителя в общеобразовательной школе зарабатывают 80 – 90 тысяч рублей в месяц.

В регионах можно ориентироваться на 20 000 рублей. Это при том, что у тебя максимальная ставка, классное руководство и еще какие-то дополнительные плюшки.

В частном образовании, когда преподаватель работает один на один со студентами или в онлайн-школе, можно зарабатывать 30 – 40 т.р. в месяц при полной нагрузке.

Какой карьерный рост у учителя английского языка?

Учитель английского языка может стать методистом. Это человек, который помогает другим преподавателям работать со студентами. Другими словами, методист учит других учителей: молодых, начинающих, у которых мало опыта. Например, в онлайн-сфере, как в нашем случае.

Другое направление развития карьеры – начать работать на себя. Когда вы поработали со студентами и поняли всю кухню изнутри, вы можете попробовать открыть свои курсы английского.

Работая в школе, можно дорасти до завуча или директора. В ВУЗе – до старшего преподавателя, заведующего кафедрой или даже декана.

Заведующий кафедрой — руководитель кафедры в высших учебных заведениях, как правило, профессор, доктор наук.

Под его руководством работают профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, ведущие, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты и другие сотрудники кафедры, организуется работа учебных лабораторий и кабинетов.

Википедия

Как найти своего учителя?

У нас очень интересный опыт по подбору студентов и преподавателей. Чаще всего студенты сами выбирают к кому идти на занятия. Они смотрят карточку преподавателя, его фотографию, прослушивают аудиозапись с приветствием на английском языке. Многие студенты выбирают своего преподавателя именно по этой аудиозаписи – подкупает красивый голос и разборчивая речь.

Как выбрать учителя английского языка

Я считаю, что при выборе преподавателя нужно ориентироваться на преподавательский стаж и наличие международного сертификата. Если преподаватель развивается в своей профессии, он обязательно сдает экзамены, чтобы подтвердить свою высокую квалификацию. Таким образом вы можете оценить профессиональные качества учителя.

Но не стоит забывать и о личных качествах. Потому что со студентами я вижусь чаще, чем со своими родителями. С каждым студентом мы видимся как минимум два раза в неделю, чтобы постоянно поддерживать язык в тонусе.

Вам должно быть приятно общаться с этим человеком. Вы сможете рассказывать друг другу интересные истории из своей жизни. Это создает доверительные отношения и благоприятную атмосферу на занятиях, что способствуют лучшему запоминанию материала.

Что нравится в профессии?

Мне лично в моей профессии больше всего доставляет удовольствие видеть результат. Когда ученик, который еще вчера ничего не знал, буквально через полгода поехал за границу и смог там как-то общаться.

Потом он приезжает на занятия и рассказывает, как он позвонил на ресепшен и пожаловался, что у него не работает кондиционер. И все это на английском. Для него это большой успех – он смог сделать то, что раньше у него не получалось. И это действительно классно. Я понимаю, что процентов 30 его успеха, это моя заслуга.

Когда в Москве был чемпионат мира по футболу, кто-то из учеников подсказал дорогу иностранцу. Студентки рассказывали, как они общались с болельщиками из других стран, помогали кому-то добраться до метро.

Кто-то сдал международный экзамен. Это действительно очень большой труд, который занял у человека много времени. И вот он подтвердил свой уровень знаний английского языка. Теперь у него есть мощный инструмент, он смог качественно изменить свою жизнь. В такие моменты ты понимаешь, что все было не зря. Мы действительно хорошо поработали и получили результат. Вот это, наверно, самая большая радость в работе.

Английский язык как таковой никому не нужен, если им не пользоваться и не применять эти знания в профессии, в личной жизни или еще где-то.

Что бесит в профессии?

Самое отталкивающее в профессии преподавателя это когда приходится работать с людьми, которым это не нужно. Но с этим приходится мириться.

Редко такое бывает. Например, когда приходят немотивированные студенты. Они, вроде бы, понимают, что им нужен английский, но при этом не понимают для чего. Бывает, начальник заставляет учить язык или родители.

У меня учился школьник, которого заставляла учиться мама. На уроках он занимался чем угодно, кроме английского. В конечном итоге мне пришлось от него отказаться. Это, наверно, был единственный случай за все 10 лет, что я преподаю. Не потому, что мы не сошлись характерами или у нас возник конфликт. Просто я поняла, что он не хочет учиться.

Через 5 лет он вырастет и пожалеет, что не учил английский в 17 лет. Потому что в 25 будет немного сложнее. А может быть, ему этот английский и не нужен будет.

Закончи блиц тремя английскими словами

Мое любимое слово в английском языке – sophisticated.

sophisticatedизощренный, изысканный, утонченный


This simple and sophisticated dress will leave them speechless.
Они потеряют дар речи от этого простого и утонченного платья.

Девушка может быть изысканной, одежда. Утонченным может быть вкус у кого-то. Само слово звучит красиво и утонченно.

Самое сложное для написания слово (лично для меня) – conscientious.

conscientiousдобросовестный, совестливый, честный


Mike is a very conscientious employee.
Майк очень добросовестный работник.

Где-то в середине слова идет какая-то комбинация из букв s и c, и я это слово никогда не могу написать правильно с первого раза. И не стеснюсь этого. Потому, что если я вижу, что слово выглядит странно, я могу его сразу же загуглить и посмотреть, правильно оно написано или нет.

И третье слово – learn.

learnучиться, научиться


But bravery is not something you can learn.
Но храбрость – это не то, чему можно научиться.

Это то, что хороший преподаватель должен делать всю жизнь. Ты не можешь просто выпуститься из университета и на этом остановиться. Ты должен постоянно развиваться. Развиваться в английском языке, потому что он тоже меняется и развивается. Развиваться в методике преподавания. Сейчас столько разных технологий, сервисов и возможностей, и это все ты сможешь каким-то образом применять у себя на уроках. Learn – это слово, с которым учитель идет по жизни.

Онлайн-школа “Инглекс”: https://englex.ru/onlineschool
Работа для преподавателей английского – https://englex.ru/jobforteacher/
ЖИЗА в Instagram: https://www.instagram.com/zhiza_show
Пожалуйста, оцените статью (от 1 до 5):

(Оценок: 3, средняя оценка: 5.00 из 5)
Loading...Loading...

Leave a Reply


Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности