Как учить английскую грамматику

Грамматика – это, без преувеличения, одна из самых противоречивых и болезненных тем для любого, кто хочет изучить английский язык. Особенно много вопросов она вызывает у тех, кто решился уйти в свободное плавание и попробовать выучить иностранный язык самостоятельно. Какой грамматический учебник выбрать? Сколько упражнений надо делать? Как уложить в своей голове кучу теоретических правил, а потом еще и мгновенно их вспоминать во время разговора? Почему не получается? Может, у меня плохая память? Может, у меня нет таланта к языкам и вообще, это не для меня? Попробуем разобраться, что же со всем этим делать.

На самом деле, очень жаль, что в этих бесконечных вопросах люди редко доходят до сути. Следовало бы также спросить себя: а почему так скучно? Так вообще должно быть? И действительно ли грамматика настолько необходима? Мысли в этом направлении часто ставят нас в несколько неудобное положение, потому что начинают прямо противоречить всем тем установкам, которые были заложены и намертво зацементированы еще в школе. Так, у большинства уже не вызывает сомнения тот факт, что для изучения языка необходимо в течение долгого (неопределенно долгого) периода времени заниматься скучными вещами. Королевское место среди них по праву занимают грамматические упражнения.

Не могу не согласиться, что это очень удобно. Действительно, процесс освоения языка таким образом приобретает очень четкие и определенные границ. Нужно всего лишь постепенно переходить от одного правила к другому, параллельно проделывая горы упражнений “на закрепление”. И когда дойдешь до конца, на тебя снизойдет благодать в виде свободного владения языком. Конечно, если до этого момента не забудешь все то, что учил в предыдущие годы. Если же что-то забудется, то всегда можно вернуться назад и пройти все снова, ибо без этого ну никак не выучить иностранный язык. Удобно, правда?

Доходит до смешного. В самом начале работы с учащимися я всегда даю задание определить собственные цели. Грубо говоря, зачем английский нужен лично тебе? Что конкретно ты хочешь улучшить, и это тебе даст? Так вот, неоднократно встречаю ответ, в котором фигурирует слово грамматика: «Я хочу улучшить английскую грамматику». За этим следует длительное докапывание до сути, зачем человеку нужна такая абстрактная штука? Зачастую оказывается, что такая вот грамматика-самоцель имеет под собой общее повышение уровня. А формулируется цель именно так – очень уж тождественными кажутся эти процессы – овладение языком и работа над грамматикой.

По правде говоря, противоречивым вопрос грамматики представляется не только новичкам, но и опытным полиглотам. Их отношение к изучению грамматики варьируется от необходимости скрупулезного штудирования правил до почти полного абстрагирования и сосредоточения на общении.

Поэтому идеального рецепта по грамматике, сколько времени ей посвящать и на каких этапах, к сожалению, нет. Единственное, что можно сделать, так это четко показать суть и результат изучения правил. Руководствуясь этим и своими языковыми целями (реальными, а не навязанными!) каждый может определить собственную формулу успеха.

Что нужно делать для того, чтобы развить определенное умение или навык? Скажем, вы хотите играть на фортепиано. Все понимают, что для этого необходимо изучить нотную грамоту (что занимает не так много времени), а затем – практиковаться. А это значит – уже начинать играть, сначала простенькие этюды и песни, постепенно увеличивая сложность произведений. Играть систематически, желательно – ежедневно. Если вас очень увлекает сам инструмент, вы можете, конечно, изучить досконально все о его строении, истории создания, механизм работы. Но сколько бы книг на эту тему вы ни читали, и сколько бы вы сосредоточено не смотрели внутрь, в игре это вам никак не поможет.

Именно так я вижу и процесс овладения иностранным языком. Бесспорно, на нулевом этапе нужно уделить определенное внимание теоретическим основам. Но в дальнейшем работать нужно над теми навыками, которые вам нужны. Если хотите читать книги в оригинале – начинайте их читать (адекватно оценивайте свои силы, выбирайте тексты в соответствии с вашим уровнем). Если мечтаете о свободном общении с друзьями-знакомыми на английском – начинайте говорить с ними уже сейчас, пробуйте выражать свои мысли.

В этом заключается преимущество, но вместе с этим – сложность в изучении английского. С одной стороны, многие из нас уже имеет вполне достаточную базу для того, чтобы хоть как-то читать, понимать и говорить на английском (спасибо школьным урокам). С другой – осуществить этот переход от привычной проработки упражнений к использованию иностранного языка естественным образом, в реальной жизни, может быть чрезвычайно сложно и дискомфортно.

Но нужно четко осознать: чем больше времени вы уделяете грамматике, правилам и упражнениям, тем больше вы теоретизируете собственные знания, движетесь в сторону филологического образования. Так вы учите информацию о языке, а не приобретаете конкретных умений: говорить, писать, понимать речь носителей. Если же английский вы хотите использовать, а не описывать, то стоит серьезно задуматься о существенных изменениях в том, что именно вы делаете.

Пожалуйста, оцените статью (от 1 до 5):

(Оценок: 4, средняя оценка: 5.00 из 5)
Loading...Loading...

Leave a Reply


Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности