Как быстро выучить английский?

Все время, что я преподаю (а это почти 18 лет), меня спрашивают, как быстро выучить английский язык, или как мотивировать себя на его изучение. Особенно это касается программистов, ведь сфера ИТ развивается сверхвысокими темпами и крайне важно успеть за развитием индустрии. И почти всегда процесс изучения языка ассоциируется с зубрежкой огромного количества слов и правил, что не способствует энтузиазму. В этой статье мне бы хотелось развеять некоторые мифы относительно овладения языком и поделиться ноу-хау, которые помогут ускорить этот процесс и, я надеюсь, сделать его интересным для вас.

Как с нуля овладеть языком за три месяца?

Это очень интересный вопрос. Согласно рекомендациям Кембриджского университета, мы должны пройти по меньшей мере тысячу часов под руководством преподавателя, чтобы достичь высокого уровня владения языком и сдать экзамен, который это подтвердит. Если подсчитаем, то увидим, что обычно на достижение уровня C1-C2 отводится 5 лет, если вы занимаетесь языком только три раза в неделю по два академических часа.

Теоретически, за три месяца можно выучить язык, если вы готовы выделять по 11–13 часов на обучение каждый день.

Common European Framework Guided Learning Hours (from beginner level)

CEFR Level Cambridge English Exam Number of Hours (approximate)
C2 C2 Proficiency — previously known as Cambridge English: Proficiency (CPE) 1 000 – 1 200
C1 C1 Advanced — previously known as Cambridge English: Advanced (CAE) 700 – 800
B2 B2 First — previously known as Cambridge English: First (FAE) 500 – 600
B1 B1 Preliminary — previously known as Cambridge English: Preliminary (PET) 350 – 400
A2 A2 Key — previously known as Cambridge English: Key (KET) 180 – 200

Эта таблица может вас несколько огорчить, но есть и хорошая новость. Не обязательно достигать уровня C1-C2, чтобы начать уверенно разговаривать на иностранном языке. Если вы достигли уровня B1, вы уже уверенный пользователь языка согласно CEFR Global Scale. Это означает, что вы можете более или менее свободно общаться на знакомые вам темы. И этого уровня, как правило, достаточно для обычного IT-специалиста, который не выполняет управленческие функции. Уровня B2 достаточно для обучения за рубежом. Таким образом, если вам очень хочется выучить английский за три месяца, вы можете с легкостью подсчитать, сколько часов в день необходимо для этого отвести.

Уровни английского

Таблица соответствия уровней владения английским СEFR и IELTS

Все приведенные цифры являются ориентировочными, и очень многое зависит от мотивации, временного ресурса и опыта обучения. Очевидно одно, чтобы овладеть языком как можно быстрее, необходимо целенаправленно и не один час в день этому посвятить. Как это сделать, когда дедлайны в релизах, большая нагрузка и еще куча дел? Читаем дальше.

Четкая цель — половина успеха в изучении языка

Предпосылка успеха – четко сформирована цель, зачем вам необходимо выучить язык. Это основа основ. Если вы начинаете ходить на занятия, так как компания платит — это не мотивация. Я не знаю ни одного случая, когда бы это сработало. Определение цели поможет также понять, до какого уровня вы стремиться. Когда ко мне приходят и говорят: «Я хочу выучить язык, потому что со знанием английского больше возможностей», – это не сфокусированная, не конкретная цель, это очень широко.

Необходимо сузить свой запрос так, чтобы можно было четко ответить на вопрос: «Если у меня будет такой навык, что я получу?». Например, можно научиться свободно общаться с заказчиком, или давать инструкции, или четко формулировать деловые письма, или выступать с презентацией, или вежливо настаивать на своей точке зрения, и так далее. Чем конкретнее цель, тем легче вам будет ее достичь.

Другое дело, когда вы просто получаете удовольствие от общения с людьми и процесса обучения, а еще вы просто влюблены в звучание речи. В таком случае целью является получение удовольствия от процесса, и вы счастливчик. Это, конечно, очень редкий случай в IT-среде.

Распространено мнение, что есть люди, которым дано выучить язык, а есть те, которым не под силу. Это не совсем так. Способности, мотивация, опыт есть у всех. Правда, разные, но благодаря нейропластичности нашего мозга, каждый имеет способность к изучению чего угодно. Конечно, в детстве мы легче воспринимаем новую информацию и, в частности, язык — быстро запоминаем новые слова и имитируем звуки. Это единственное преимущество. Взрослые гораздо эффективнее обучаются за счет развитого логического мышления и способности мотивировать себя. Грамматика дается гораздо быстрее, когда вы изучаете уже готовые алгоритмы по которым «работает» язык, чем когда вы эти алгоритмы самостоятельно выводите из речевого потока.

Кстати, грамматика английского языка — одна из самых простых. Английский относится к аналитическим языкам, а это значит минимум окончаний и строгий порядок слов. Английская грамматика, как математические формулы, – изучил и подставляешь слова.

Заблуждения в изучении языка

Наибольшей преградой к овладению языком являются стереотипы. Они усложняют обучение, а иногда совсем ведут его не в том направлении. Избавившись от этих стереотипов, можно значительно ускорить процесс изучения языка. Вот самые распространенные из них.

Заблуждение 1. Надо переводить свои мысли на английский, а потом их высказывать

На самом деле именно таким образом мы замедляем свою речь. Чтобы приучить свой мозг не переводить предложения, а напрямую связывать слова с понятиями и образами, поможет использование монолингвального (одноязычного) словаря для усвоения новых слов. По сути, если вы узнаете о значении слова из контекста, вы таким образом не только его понимаете, но и видите, как оно функционирует в предложении, с помощью чего присоединяется к другим словам, к каким именно слов присоединяется (это называется collocation), которое его окраску.

Благодаря такому подходу у вас одно слово сразу ассоциируется с целым комплексом понятий, это в свою очередь стимулирует мозг развивать межнейронных связи, обеспечивают лучшее задержание слова в вашей памяти. А если использовать переводной метод изучения слов, то образуется только пара слово-перевод, изолированная от контекста, образов и эмоциональной окраски. И получается, что можно запомнить много слов, при хорошей памяти, но не понимать, как и когда их использовать. А это одна из причин языкового барьера. Итак, вывод — эффективно учить слова в контексте, а не переводить их.

Заблуждение 2. Надо зазубривать кучу слов ежедневно

Зазубривание — пустая трата времени. Как вы знаете, память бывает кратковременной и долговременной. Так вот, когда вы за один раз во память загружаете, то она это держит, но не долго, чтобы избежать напряжения и замедление мыслительных процессов. А чтобы количество перешло в качество, то есть вы помнили что-то надолго, для этого необходимо регулярно и исправно повторять изученное. «Practice makes perfect» – это выражение является мантрой нейробиологов. Они изучают пластичность мозга и дают нам советы, как ее поддерживать.

За раз мы можем эффективно запомнить только 8 объектов, в нашем случае слов или выражений. А чтобы они надолго остались в нашей памяти, нужно придерживаться схемы повторения слов, основанной на понимании кривой забывания Эббингауза. Вы повторяете определенный материал шесть раз: в день изучения, на следующий день, через два дня, через неделю, через две недели, через месяц. И все – материал в долговременной памяти. Причем под повторением я имею в виду не механический способ – зазубривание, – а сознательное повторение.

Например, вам нужно выучить слова, и вы создаете карточки с написанными предложениями, содержащими эти слова, что позволяет из контекста понять их значение. Также это может быть рисунок или фото, толкование или наводящий вопрос. Главное, чтобы контекст вызвал ассоциации со значением слова, а не просто давал абстрактное слово-перевод. Есть определенные программы для запоминания, учитывающие особенности работы памяти, и могут вам помочь в этом деле. Я часто рекомендую своим студентам использовать Anki (my fave), Mnemosyne или Quizlet.

Заблуждение 3. Можно выучить язык много слушая и читая

Безусловно, чем больше вы читаете, тем лучше работает зрительная память, и вам легче правильно писать слова и предложения. К этому же пополняется словарный запас – тот, который пассивен. Чем больше вы слушаете иностранный язык, тем легче вам воспроизвести ее звуки. Это работает при условии, что вы пытаетесь понять услышанное и прочитанное. Что тренируем, то и получаем. Среди учеников, которые начинали изучать язык с преподавателем, я много раз встречала таких, которые прекрасно понимают техническую документацию. Но когда они говорили – так произносили слова, что трудно было понять. Это, к сожалению, очень распространенная ситуация среди сотрудников IT-компаний.

Вывод – чтобы разговаривать на иностранном языке, нужно практиковать не только рецептивные навыки — чтение и аудирование, но и продуктивные (производительные) – говорение и письмо. Вне занятий в компании вы можете дополнительно посещать разговорные клубы, или найти себе study-buddy и учить иностранный язык в обмен на свой (например, italki), или присоединиться к клубу Toastmasters и, в дополнение к разговорным навыкам, развивать и навыки публичных выступлений.

Все эти подходы мы активно используем в своей работе и видим реальный прогресс среди наших учеников.

Пожалуйста, оцените статью (от 1 до 5):

(Оценок: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Добавить комментарий